20 августа 2022
Содержание:
В условиях развития инновационной экономики, где интеллектуальный капитал и нематериальные активы предприятия ценятся больше, чем реальные деньги, актуальным становится вопрос определения их рыночной стоимости. Существует несколько методов оценки нематериальных активов, которые применяются в зависимости от ситуации и объекта исследования.
Вопрос актуален и для тех, кто их создает, и для тех, кто приобретает. Например, научные институты, исследовательские центры, продающие на рынке результаты своих трудов, нуждаются в адекватной оценке своей работы, формировании рыночной стоимости. Но также и покупатели нематериальных активов должны точно понимать, почему они должны заплатить именно такую сумму и стоит ли им вообще вкладывать деньги в такой инвестиционный продукт.
НМА, или нематериальный актив, – это разновидность оборотных средств предприятия, который отвечает определенным критериям. Полный их список прописан в Положении бухгалтерского учета 14/2007 в п. п. 2–4. По сути, НМА – это объект, у которого нет вещественного измерения. Например, оборудование, здания, сооружения – это материальный актив, некая вещь, имеющая определенные свойства, технические параметры, которые можно сравнить.
Нематериальный же, наоборот, не является вещью. Он обязательно должен приносить экономическую выгоду владельцу бизнеса. В ином случае его создание или приобретение является спорным моментом. Иные критерии нематериальных активов:
Таким образом, у компаний, занимающихся созданием подобных объектов или их использующих, возникает фактическая потребность в оценке рыночной стоимости нематериальных активов.
Мы бесплатно подскажем как правильно действовать в вашей ситуации.
Звоните нам +7 (495) 269 02 90 ежедневно с 9:00 до 19:00 МСК
В вопросе классификации нематериальных активов существует множество подходов, теорий и классификационных признаков. Есть эксперты, которые вообще не используют никаких признаков при оценке. Если конкретная ценность соответствует ранее представленным критериям, значит, это НМА.
Представленная классификация нематериальных активов является условной. Следует отметить, что в научном мире есть разная классификация подобных единиц. Это и порождает множество вопросов, связанных с отсутствием четкой терминологии. Но на практике это не приносит много проблем. Зачастую компании, обладающие такой собственностью, четко могут ее отнести к нематериальному активу. Сложность в другом – как провести оценку такого предмета.
Потребность в услуге оценки обусловлена только практической необходимостью. Компания может нуждаться в квалифицированной помощи в любой момент – как в период создания, так и при реализации подобного предмета. Наиболее частыми же ситуациями, требующими оценки нематериальных активов, являются следующие:
Любая из указанных операций требует оценки НМА. Нигде не сказано о том, кто должен проводить такой расчет. Ведь есть не так много методов оценки, которые позволяют определить итоговый показатель. Но проблема в другом: если есть несколько участников, каждая из сторон заинтересована в разном эффекте. Покупатель всегда желает занизить цену на нематериальный актив, а продавец – завысить. Поэтому в дело стоит привлечь независимое лицо, обладающее опытом и квалификацией оценщика.
Какие особенности оценки НМА существуют:
Каждый актив подобного типа – это сложный элемент, для оценки которого нужно учитывать множество факторов, критериев. Специализированная компания «РусБизнесОценка» предлагает услуги по оценке точной и адекватной цены на нематериальный актив.
В теории и практике существует три подхода для оценки итоговой стоимости нематериального актива. Каждый из них имеет свои недостатки и преимущества. Эффективность результата оценки зависит от умения эксперта применять к определенному типу нужный метод расчета.
Рассчитываются будущие выгоды от использования конкретного предмета с учетом его ценности для конкретного предприятия. Необходимо понять, сколько денег или дополнительных преимуществ она принесет в будущем. Есть несколько вариантов применения метода при оценке нематериальных активов:
Но основная проблема оценки в том, что нужно определить справедливую стоимость актива. А сделать это точно, особенно в нестабильной ситуации и при отсутствии активного рынка, сложно.
Суть метода в том, что необходимо оценить общую величину расходов, которые компания понесла при создании такого предмета. Предполагается, что покупатель или инвестор платит столько, сколько необходимо для создания определенного актива. Никто не будет платить больше, чем фактически необходимо.
Однако каждый актив фактически всегда приносит больше прибыли, нежели он реально обходится для создателя. Не всегда корректно использовать именно такой подход для оценки.
Такой метод оценки еще называют рыночным. Предполагается, что цена конкретного НМА определяется на основе цен наиболее популярных сделок. Именно рынок позволяет определять равновесную стоимость конкретного товара.
«РусБизнесОценка» предлагает физическим и юридическим лицам провести комплексную оценку созданных или приобретаемых нематериальных активов. На основе опыта и практики наши специалисты используют только индивидуальные методы оценки нематериальных активов, учитывая множество факторов. Оставьте заявку на сайте и получите оперативную консультацию от наших специалистов на услугу оценки нематериальных активов.