Как определить стоимость бизнеса?

20 августа 2022

Как определить стоимость бизнеса?

Мысль об открытии собственного бизнеса у многих людей так и остается на стадии размышлений и мечтаний, так как это связано с непредсказуемым результатом, несет за собой много хлопот и большие риски. В такой ситуации, можно купить уже работающее предприятие – это будет быстрее, проще и, главное, безопаснее. Важно понимать, что покупка бизнеса – это тоже не так просто, как может показаться на первый взгляд поэтому встает вопрос как оценить стоимость бизнеса.

Стандартная рыночная ситуация: продавцу необходимо продать товар как можно дороже, а покупатель пытается сэкономить. Реальная цена сделки где-то посередине. Поэтому справедливо оценить цену сделки продажи действующего бизнеса поможет привлечение независимого эксперта. Система оценивания должна быть понятна обеим сторонам, а также устраивать их.

Не существует единого метода такой оценки для всех ситуаций. В этой статье мы обсудим существующие подходы и методы, которые помогут ответить на вопрос: как определить стоимость бизнеса? То, каким из них воспользуетесь Вы, зависит только от вашей ситуации.

Как оценить стоимость бизнеса

Предприятие оценивается в несколько этапов:

  • Начальный этап. Проводятся все предварительные договорные работы на оказание услуги по оценке, согласовывается Задание на оценку, в котором определяется дата оценки, цели и задачи, допущения, на которых будет основываться оценка.
  • Стартовый этап. После подписания договора на оценку, Оценщик выезжает на предприятие, проводит встречи со специалистами чтобы изнутри оценить и изучить специфику деятельности и схему организации работ. На этом этапе Оценщик собирает все необходимые документы и внутренние исходные данные.
  • Аналитический этап. Оценщик приступает к изучению внешнего окружения, погружается в тот сегмент рынка, на котором предприятие ведет свою основную деятельность. Оценщик проводит маркетинговые исследования , изучает открытые источники, СМИ, базы данных, и т.п. На этом этапе происходит сбор внешней информации, которая в дальнейшем станет основой для проведения расчетов.
  • Расчетный этап. Оценщик проводит анализ предыдущей финансово-экономической деятельности бизнеса, определяет рентабельность и ликвидность, выполняет расчеты других коэффициентов производственной деятельности и делает выводы о финансовом состоянии предприятия. На основе этих ретроспективных данных и с учетом планов развития бизнеса, Оценщик прогнозирует доходы и расходы, потребность в финансировании. На основе финансового моделирования определяется прибыльность предприятия и его капитализация. В зависимости от ситуации Оценщик выбирает подходящие к ситуации 2-3 метода оценки и выполняет расчеты оценки бизнеса.
  • Заключительный этап. На основании проведенных несколькими методами расчетов, Оценщиком делается вывод о стоимости бизнеса путем согласования результатов. После этого готовится отчет о выполненной работе с подробным описанием аналитики, методов расчета и сделанных выводах, который передается Заказчику. К этому отчету обязательно прикладываются копии всех документов, на основании которых была выполнена оценка.

Итоговая сумма – это результат тщательного анализа и скрупулезного высчитывания формул. Оценщик изучает огромное количество информации и документации. Он анализирует как внутренние факторы (учредительные документы, отчеты за последние годы, заключения аудиторов, задолженности предприятия, а также многое другое), так и влияние внешних факторов (отраслевые риски, специфика и прогнозы развития отрасли, макроэкономика и другие).

Подходы оценки бизнеса

Чтобы сделать выбор в пользу того или иного метода, оценщик анализирует характеристики и специфику компании. Существуют три базовых подхода к определению цены : с точки зрения получения доходов от бизнеса, с точки зрения сравнения с другими аналогичными, с точки зрения затрат на создание такого же предприятия. Внутри подходов существуют различные методы, которые оценщик выбирает самостоятельно исходя из выполненной работы на стартовом и аналитическом этапе.

Доходный подход

Чтобы оценить стоимость бизнеса при помощи доходного метода, необходимо проанализировать чистую прибыль предприятия. Именно она влияют на итоговую стоимость компании: чем больше она зарабатывает, тем дороже ее можно продать. От эксперта требуется оценить уровень дохода, который собственник получит в перспективе благодаря успешной работе. А также необходимо учесть риски, с которыми связан данный бизнес.

Методы доходного подхода:

  • Прямая капитализация. Стоимость выражается формулой V=D/R, где D – прибыль компании за последний год, а R – коэффициент капитализации. Такой метод используется для оценки тех организаций, стадия развития которых закончилась, выручка установилась на примерно равном уровне, финансовое состояние стабильно, а их рентабельности в будущем ничто не угрожает.
  • Дисконтирование денежных потоков. Основной экономической сутью является посыл, что сегодняшние деньги потеряют свою стоимость в будущем. У этого экономического явления есть целый ряд причин: инфляция, непредвиденные обстоятельства и т. д. К дисконтированию прибегают для оценки компаний, когда есть основания полагать, что в дальнейшем прибыль будет отличаться от текущей. При выполнении расчетов этим методом, Оценщик будет выполнять анализ будущих денежных потоков на период когда произойдет их стабилизация. Расчет ставки дисконтирования позволит учесть стоимость будущих денег по состоянию на текущую дату. Метод является одним из наиболее часто применяемых, однако его нельзя назвать единственно правильным. Для получения точного результата необходимо использовать и другие подходы.

Затратный подход

Оценщик рассматривает организацию с точки зрения понесенных издержек. В основании расчетов лежит расхождение рыночной стоимости активов с балансовой. Из-за этого возникает необходимость в корректировке баланса. Подход используется для тех компаний, которые не имеют стабильных доходов. К ним относятся новообразованные и находящиеся на этапе ликвидации. Оценщик определяет рыночную стоимость всех активов, суммирует и вычитает из итоговой суммы величину обязательств организации.

Методы затратного подхода:

  • Чистые активы. Формула внешне понятная и простая: Цена = Активы- Обязательства. Но в обычной деятельности компаний очень часто бухгалтерская стоимость не соответствует рыночной. Оценщик анализирует статьи баланса (например основные средства, запасы тд.) , определяет их рыночную стоимость и делает корректировку баланса. На основании полученных данных происходит расчет стоимости бизнеса, путем вычитания из стоимости скорректированных активов стоимости скорректированных обязательств.
  • Ликвидационная стоимость. Расчет производится для определения суммы, которую получит владелец бизнеса в случае прекращения деятельности и ликвидации предприятия. Оценщиком в составе расходов по ликвидации будут учтены все необходимые выплаты сотрудникам, налоги и прочие прописанные законом траты. Доход будет с учетом сумм от распродажи активов по отдельности.

Сравнительный подход

Расчеты производятся на основании информации о компаниях, аналогичных той, которую оценивают. Подход редко применим, потому что в условиях современного рынка практически невозможно найти одинаковые компании. На точность расчетов напрямую влияет достоверность представленных сведений об аналогичных предприятиях.

Методы сравнительного подхода:

  • Рынок капитала. Для оценки стоимости акций предприятия Оценщик анализирует стоимость акций аналогичной компании на фондовом рынке.
  • Сделки. Расчеты аналогичны предыдущему методу, но с одной поправкой: анализируется цена не одной акции, а всего пакета. В этой связи главным условием использования является развитый рынок сделок по купле-продаже аналогичных объектов.
  • Отраслевые коэффициенты. Для расчета используется соотношение между стоимостью бизнеса и целым рядом финансовых показателей. Оценщику необходима информация об условиях продажи организаций с аналогичным финансово-производственными показателями. Метод отраслевых коэффициентов используется чаще всего для экспресс-оценки, для предварительной оценки малых компаний. Широкого применеия метод не получил в связи с отсутствием необходимой отраслевой информации, требующей длительного периода наблюдения.

Как выбрать компанию для оценки бизнеса

Закон № 135-ФЗ жестко контролирует процесс оценки. Оценщик имеет право оказать услугу по оценке бизнеса как ИП, или как сотрудник оценочной организации, в штате которой он состоит.

Оценщик обязан быть квалифицированным специалистом по программе «оценка бизнеса», иметь страховой полис своей деятельности на сумму не менее 300 тысяч рублей, документ, подтверждающей образование в данной области, а также состоять в саморегулируемой организации оценщиков.

Вернуться назад
Наверх