Методы оценки бизнеса

4 Февраля 2020

Методы оценки бизнеса

Цель ведения бизнеса – увеличение его стоимости, а узнать сколько он стоит можно, лишь проведя его профессиональную оценку. Определение рыночной стоимости осуществляется независимыми оценщиками. Их работа регулируется «главным» законом в этой области - ФЗ №135 «Об оценочной деятельности в РФ». Чтобы получить объективные и достоверные результаты при определении стоимости, оценщики применяют специальные методики и учитывают критерии и основные показатели бизнеса.

Критерии оценки бизнеса

Бизнес (предприятие) – сложный, многогранный объект, поэтому оценивается комплексно. Оценщику необходимо рассматривать его по нескольким критериям. Их набор четко определен и включает:

  1. Организационная форма. К оценке бизнеса относятся как оценка акций предприятия, так и доли ООО, а значит выполняется она по одинаковым методикам, но с учетом специфики организационной формы.
  2. Имущественный комплекс. Ценность предприятия прямо пропорциональна объему его имущества (активов). В имущественный комплекс входят не только материальные ценности, но и нематериальные активы. Оценивается недвижимость, оборудование, транспортные средства, права на интеллектуальную собственность, гудвилл, денежные средства, готовая продукция и т.д.
  3. Структура предприятия. При анализе критерия оценщик рассматривает пространственные и производственные характеристики. Учитывает не только количество офисов в регионах и стране, но и анализирует наличие подразделений внутри предприятия.
  4. Источники денежных средств, движение денежных средств. Финансовая деятельность предприятия может поддерживаться за счет внешних и внутренних источников. Их соотношение влияет на стабильность, платежеспособность бизнеса и, значит, на его стоимость.
  5. Деловая репутация. Гудвилл складывается из многих факторов, но в конечном счете является важным показателем качества товаров и услуг.
  6. Полезность и эффективность бизнеса на дату оценки и в будущем. Она измеряется величиной прибыли от деятельности предприятия. Оценка экономического потенциала так же важна, как и оценка темпа роста выручки или производительности труда. Насчитываются десятки показателей, которые влияют на конечный результат.

Учет этих критериев требует от оценщика знаний в сфере экономики, бухгалтерского учета и в некоторых юридических вопросах, поэтому при заказе оценки бизнеса важно выбрать опытного исполнителя.

Подходы и методы оценки бизнеса

По ФЗ №135 оценщик в своей работе применяет три подхода.

Подход I – доходный

В основе доходного подхода лежит принцип учета прогнозируемых доходов. Применение подхода актуально, если оценка бизнеса проводится с целью его продажи или привлечения инвесторов. При расчетах оценщиком используются два метода.

Метод прямой капитализации

Это метод оценки стоимости бизнеса используется, если оценщиком проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности и есть основания полагать, что эффективность предприятия будет сохранена в будущем. Есть ситуации, когда применение ограничено или вовсе невозможно:

  • Бизнес организован недавно и еще находится на этапе становления – пока нельзя сформировать данные о стабильности дохода.
  • Заказчик оценки предоставил недостаточно бухгалтерских данных – нет возможности сделать выводы о рыночных операциях.
  • Планируется реструктуризация бизнеса – вопрос о его рентабельности остается открытым, так как неизвестно, какими будут финансовые показатели после изменения структуры компании.

Ограниченное применение – единственный минус метода. К достоинствам можно отнести простоту расчета и возможность оценить актуальную конъюнктуру рынка. Оценщики при расчетах используют формулу:

Vm = Прибыль/V = М*Д, где

  • К - коэффициент капитализации,
  • Д - прибыль;
  • М – мультипликатор;
  • Vm - стоимость бизнеса.

Метод дисконтирования предполагаемых денежных потоков

При применении этого метода оценки стоимости бизнеса оценщик определяет чистые денежные потоки в будущем и рассчитывает ставку дисконта. Он применим в тех ситуациях, когда «не работает» метод прямой капитализации:

  • Бизнес носит сезонный характер.
  • Есть основания полагать, что доходы будут нестабильными.
  • Стоит задача оценки крупных игроков рынка – многофункциональных коммерческих компаний.

Подходящий метод оценщик выбирает после анализа документов и деятельности компании.

Подход II: затратный

Применяется при оценке стоимости бизнеса, который основан недавно или предстоит его ликвидация. Также он желателен для компаний, доходы которых нельзя прогнозировать, а также для бизнеса с преобладающей долей материальных активов. В зависимости от «статуса» объекта оценки используют два метода.

Метод чистых активов

Задача оценщика проанализировать состав активов и пассивов в бухгалтерском балансе. Выявить те, которые могут быть использованы при расчете затратным способом. Он рассчитывает рыночную стоимость активов, затем вычитает из нее стоимость обязательств. Далее на основе полученных данных вносит изменения в значения активов в бухгалтерском балансе.

Метод ликвидационной стоимости

Применяется, если объект оценки – ликвидируемый бизнес. Специалист определяет, на какую сумму будут реализованы активы по отдельности. Из суммы всех активов вычитаются расходы на демонтаж, сохранение готовой продукции до продажи, зарплату сотрудникам, которые работают до ликвидации и др.

Подход III: сравнительный

Его применение при оценке ограничено, так как компании, похожие на друг друга, встречается редко. Рыночный подход предполагает сравнение аналогичных объектов, которые есть на рынке. Его минус в том, что не учитывается потенциал бизнеса. Подход основан на трех методах оценки стоимости бизнеса.

Метод рынка капитала

Методика подразумевает аналитическую работу с ценами на акции компании. Соблюдая принципы сравнительного подхода, оценщик сравнивает стоимость акций оцениваемого бизнеса с акциями конкурентов. Предварительно он анализирует операции компании на фондовом рынке.

Метод сделок

Оценщик применяет те же инструменты, что и при предыдущем методе, но в поле его зрения оказываются не отдельные акции, а контрольный пакет акций бизнеса-аналога.

Метод отраслевых коэффициентов

Специалист работает с отраслевыми коэффициентами, которые выведены в ходе длительного анализа за бизнесом в разных сферах. Метод позволяет получить объективные результаты, но применим преимущественно к малому бизнесу. За основу расчетов берется соотношение цены объекта и его финансовые показатели (прибыль, выручка, чистые доходы, запасы и др.). Обязательно учитываются средние значения по рынку (или показатели компании-аналога). Пример: стоимость туристического агентства как бизнеса равна 0,04 -0,1 от его годовой выручки.

Как выбрать оценочную компанию?

При выборе оценщика важно проверить, соответствует ли он требованиям ФЗ №135:

  • Является членом СРО.
  • Застраховал профессиональную ответственность и срок действия его страховки не истек.
  • Оценщик имеет квалификационный аттестат по направлению «Оценка бизнеса».
  • Оценка бизнеса – одно из сложных направлений, поэтому важно наличие у оценщика опыта в оценке аналогичных объектов.
Вернуться назад
Наверх