20 августа 2022
Товарный знак – ключевой инструмент в маркетинговой политике компании. Владельцу бизнеса крайне важно определить его ценность в денежном эквиваленте. Нередко товарный знак как нематериальный актив стоит дороже всех материальных активов компании.
По ФЗ №135 «Об оценочной деятельности в РФ», рыночную стоимость товарного знака определяют в ходе независимой оценки.
Объектом анализа становится словесное, графическое или буквенно-графическое обозначение, которое служит для идентификации товаров разных компаний и их продвижения.
Объект оценки должен быть зарегистрирован в Роспатенте. У владельца должны быть документы, подтверждающие наличие у него права на этот вид нематериального актива.
Стоимость товарного знака влияет на стоимость бизнеса с целом. Необходимость в оценке нематериального актива появляется:
Оценка товарного знака – сложная процедура, которая требует специфического подхода. Объект имеет мало общего с недвижимостью, оборудованием, другими видами материальных активов, поэтому оценку стоит доверять опытным оценщикам.
При оценке оценщики учитывают множество специфических критериев:
Чтобы независимый оценщик проводил оценку на основе достоверных и полных данных, необходим пакет документов:
При определении рыночной стоимости товарного знака используются методы, традиционные для оценки других активов: сравнительный (рыночный), доходный и затратный. Алгоритм и особенности их применения регулируются ФЗ №135 «Об оценочной деятельности в РФ».
При применении затратного подхода независимый оценщик учитывает затраты на приведение товарного знака в то состояние, которое имеет место на дату оценки. Рассчитываются расходы на дизайн, регистрацию, правовую охрану, продвижение, на получение консультационных услуг.
Сумма всех затрат – не есть конечная стоимость нематериального актива. Оценщик корректирует ее на коэффициент времени использования объекта. Считается, что чем дольше используется торговый знак, тем больше его ценность. Иногда оценщики определяют, что реклама торгового знака неэффективна или снижено качество товаров, которые производятся по оцениваемы товарным знаком. В этой ситуации при расчетах используется показатель износа товарного знака.
При применении методов доходного подхода перед оценщиком стоит задача – рассчитать часть прибыли, которая будет получена от реализации товаров, выпускаемых под оцениваемым товарным знаком. На прибыль от реализации товаров влияет не только узнаваемость и доверие к ТЗ, но и другие факторы, поэтому к рыночной стоимости ТЗ будет иметь отношение только часть этой прибыли.
Популярные методы доходного подхода:
Подтвердить правильность полученных результатов помогают дополнительные методы: метод поступлений, Interbrand.
В России рынок объектов интеллектуальной собственности недостаточно развит. Случаи купли-продажи прав на нематериальные активы единичны. Такая ситуация усложняет (иногда делает невозможным) оценку сравнительным подходом. Оценщики анализируют сделки, совершенные с аналогичными объектами. Если имеет место даже одна продажа специалисты используют ее для оценки, но информация воспринимается как ориентировочная и не влияет на окончательный результат.
Заказать оценку товарного знака может не только его владелец, но и другие заинтересованные лица. Так, нередко процедуру инициируют лицензиаты. Им важно знать рыночную стоимость, чтобы убедиться в объективности, адекватности стоимости роялти. Руководители же, зная рыночную стоимость объекта, могут принимать эффективные управленческие решения, направленные на повышение стоимостных показателей нематериальных активов и бизнеса в целом.
Вернуться назад