Оценка гудвилла предприятия

26 Ноября 2021

Оценка гудвилла предприятия


Гудвилл предприятия – весьма специфичный объект, поэтому при его рыночной оценке возникают сложности. Нередко появляются трудности с расчетом его справедливой стоимости и постановкой на баланс. Они связаны с тем, что гудвилл не может рассматриваться в отрыве от бизнеса и его показатели сильно влияют на позиции предприятия на рынке.

Что такое гудвилл

В российском законодательстве нет определения понятия «гудвилл». Но согласно международным нормам, goodwill – это нематериальный актив, который оценивается как разница между двумя стоимостями бизнеса: рыночной и балансовой. Если говорить простыми словами, то гудвилл – это «доброе имя», значительно повышающее интерес инвесторов.

В состав таких нематериальных активов включаются «клиентские» НМА, интеллектуальные и деловые качества персонала организации, их квалификация и способность к труду, поскольку они неотделимы от своих носителей и не могут быть использованы без них.

К «клиентским» HMA относятся, например, списки клиентов, портфель невыполненных заказов, договоры с клиентами и связанные с договорами отношения, внедоговорные отношения с клиентами.

Данные нематериальные активы описаны в зарубежном финансовом законодательстве, в частности МСФО 3. Российское законодательство не выделяет эти HMA в отдельную группу и рассматривает их в составе деловой репутации. Вместе с тем российские компании, публикующие свою финансовую отчетность в соответствии с МСФО, обязаны для целей МСФО при объединении выделять и оценивать эти HMA по справедливой (рыночной) стоимости с тем, чтобы потом отразить их по этой стоимости у себя на балансе.

Принято считать, что стоимость предприятия не равна стоимости его активов, отраженных на балансе. Есть нечто такое, что повышает ценность бизнеса, например, деловая репутация, наличие ноу-хау или коммерческой тайны, лояльности потребителей. Именно эти элементы составляют основу гудвилла.

Goodwill отражается на балансе, но происходит это только при покупке/продаже фирмы. В балансе его «помещают» в раздел с внеоборотными активами. Положительная деловая репутация отражается как надбавка к цене всех активов, а отрицательная – напротив, как скидка к их балансовой стоимости.


УЗНАЙТЕ БЕСПЛАТНО КАК ПРАВИЛЬНО ДЕЙСТВОВАТЬ!

Мы бесплатно подскажем как правильно действовать в вашей ситуации.
Звоните нам +7 (495) 269 02 90 ежедневно с 9:00 до 19:00 МСК

Заказать звонок


Когда нужна оценка

Оценка гудвилла предприятия – это расчет рыночной стоимости данного нематериального актива. Его вправе проводить только оценщики с квалификационным аттестатом по направлению «оценка бизнеса» – действующие члены СРО. Владельцы бизнеса заказывают оценочную процедуру в таких ситуациях, как:

  • Покупка или продажа объекта. Покупатель заинтересован в том, чтобы купить компанию с хорошей деловой репутацией, но при этом желает купить актив подешевле. Рыночная оценка позволит определить справедливую цену, а это в свою очередь станет залогом выгодной сделки для обеих сторон.
  • Оценка бизнеса в целом. Гудвилл в оценке бизнеса может существенно повысить стоимость фирмы, так как оно будет оцениваться не просто как имущественный комплекс, а как действующий объект с деловой репутацией, отлаженными партнерскими связями и лояльной целевой аудиторией.
  • Необходимость повышения эффективности менеджмента и принятия управленческих решений. При расчете рыночной стоимости анализируется множество факторов: популярность бренда, количество партнеров и степень их доверия, качество услуг и товаров, качество условий труда и т. д. Профессиональный анализ маркетинговых, кадровых и других моментов позволяет выявить плюсы и минусы деятельности, чтобы принять грамотные управленческие решения.
  • Реорганизация (слияние, поглощение). Согласно МФСО, оценочная процедура позволяет определить, какие экономические выгоды приобретает материнская компания при слиянии с другой организацией или с поглощением последней.

При оценке стоимости гудвилла учитывается цель процедуры. В зависимости от нее подбирается методика процедуры.

Критерии оценки по МСФО

В российском законодательстве не определены критерии оценки этой категории. По этой причине оценщики руководствуются международными положениями, в частности МСФО – Международными стандартами финансовой отчетности. Оценочная процедура производится на основе нескольких критериев:

  • Качества продукции: оказываемых услуг, реализуемых товаров.
  • Квалификации кадрового состава.
  • Объема целевой аудитории, степени ее доверия и лояльности.
  • Стоимости НМА (деловой репутации, бренда).

Согласно МСФО, чтобы узнать, сколько стоит гудвилл, необходимо найти сумму стоимостей:

  1. активов, текущих обязательств;
  2. целевой аудитории, деловой репутации.

Методы оценки гудвилла

Goodwill – это НМА, который неотделим от предприятия. Так, интеллектуальную собственность можно рассматривать в отрыве от бизнеса, а гудвилл – нет. При применении различных методов оценщики обязательно учитывают эту особенность.

Важно! Российская практика показывает, что бизнес преимущественно пользуется методом стоимостной разницы предприятия и активов. Оценочные расчеты проводятся по следующему алгоритму:1) расчет стоимости имущества и обязательств на балансе; 2) оценка фирмы в целом; 3) расчет разницы между этими показателями и отражение ее в бухгалтерском балансе.

Однако международные правила предусматривают другие методы оценки.

Сравнительный подход (применяется при купле-продаже)

Для реализации этого подхода оценщикам необходимо проделать масштабную работу по анализу рынка в городе, регионе. Их задача – подобрать компании, аналогичные оцениваемому предприятию. Учитывается схожесть по многим параметрам: географическому положению, набору товаров и услуг, производительности, кадровому составу, объемом активов.

Оценщик после подбора оценивает доходность этих фирм, сравнивает их с прибылями исходного объекта. Далее рассчитывается разница между стоимостями компаний: оцениваемой и подобранными аналогичными. Эта разница и будет учитываться в качестве конечного результата.

Пропорциональный расчет по МСФО (применяется при слиянии)

Особенность метода в том, что он, во-первых, применяется только при слиянии или присоединении предприятий, во-вторых, учитывает только goodwill, который приходится на контролирующего акционера материнской компании.

При применении этого метода используется формула: «G = S инвестиции – S чистых активов дочерней компании * процент владения».

Приведем пример. Контролирующий акционер выкупил 70 % акций «дочки» за 600 000 рублей. Цена чистых активов дочерней компании на момент сделки составила 400 000 рублей. Если провести все расчеты, то получим результат в 320 000 рублей – это и есть стоимость гудвилла.

Полный расчет по МСФО (применяется при слиянии)

Этот метод стоимости гудвилла также применяется только в отношении дочерних компаний. Но отличие от предыдущего метода в том, что в расчет берется полная цена чистых активов дочерней фирмы, а не та доля, которая приходится на контролирующего акционера.

При расчетах используется формула: «G = (S инвестиций контролирующего акционера + доли неконтролирующих акционеров) – S чистых активов дочерней компании».

Согласно этому методу допускается, что предприятие-покупатель приобретает все 100 % акций «дочки». При этом полный гудвилл необходимо распределить между основным акционером и прочими акционерами.

Документы, необходимые для оценочной процедуры

Заказчику оценочной услуги необходимо предоставить:

  1. Реквизиты заказчика и выписку из Устава с основной информацией о юридическом лице.
  2. Форму № 1 бухгалтерской отчетности за последний год.
  3. Отчеты о финансовых результатах за последний год.
  4. Сведения о балансовой стоимости активов и обязательств.

Также понадобится список имущества, которое есть во владении и распоряжении заказчика: недвижимость с указанием площади и назначения, оборудование с указанием количества, НМА с указанием наименования. Оценщик может запросить и другие документы, которые позволят ему более полно раскрыть критерии оценки.

Заказчик должен быть готов представить бизнес-план, сведения о деятельности компании, например прибыли, расходах, маркетинговых стратегиях, так как все эти показатели могут понадобиться для более точной оценки гудвилла предприятия.

Закажите бесплатную консультацию эксперта
* Форма заказ звонка *

Вернуться назад
Наверх